Рытье котлованов

В таблице представлены цены на проведение работ по разработке котлованов. Конечная стоимость услуг зависит от объемов и сложности работ.

Наименование Цена за м3 твердого тела с НДС 18%
Разработка котлована с откосами в пределах МКАД (глубина до 5 м)

450 руб.

Разработка котлована с откосами за пределами МКАД (глубина до 5 м)

430 руб.

Разработка котлована с применением распорной системы в пределах МКАД

480 руб.

Разработка котлована с применением распорной системы за пределами МКАД

460 руб.

Разработка котлована со складированием грунта на объекте

300 руб.

Разработка котлована с нестабильными грунтами (жижа, мусор, водонасыщение)

520 руб.

Разработка котлована с глубиной более 5 м

договорная

Официальное открытие и закрытие разрешения на утилизацию грунтов

60 руб.

Практически любое капитальное строительство начинается с разработки котлована.

Объем котлована зависит от объема коммуникаций и площадей, которые будут находиться ниже нулевого уровня.

В современном строительстве уже не обойтись без сооружения подземной парковки или торгового центра.

Эти проектные решения требуют разработки больших котлованов и вывоза больших объемов грунта.

Котлованы имеют различные способы ограждения и типы распорных систем. Тип этих ограждений и распорных систем зависит от свойств грунтов, в которых планируется разрабатывать котлован. Ограждения котлована могут быть шпунтовые, стена в грунте, с распорными системами или просто с откосами и т.д.

Ограждения котлована несут различные функции: гидроизоляционную, укрепляющую, поддерживающую, усиливающую.

Котлованы бывают разной глубины. От глубины котлована зависит порядок его разработки.

На процесс выемки грунта из котлована, влияют все параметры котлована, его проект укрепления и свойства грунтов, стесненность на объекте, местоположение.

Котлованы глубиной свыше 5 метров разрабатываются в два этапа и более, с использованием нескольких экскаваторов или грейфера. При разработке котлованов с большой площадью так же используется два и более экскаваторов т.к. погрузка грунта может осуществляться из двух и более мест, что значительно повышает скорость работ и сокращает сроки разработки котлована. При глубине котлована 6 и более метров на нижнем уровне работает экскаватор, достающий до отметки дна котлована и перебрасывающий грунт с нижнего уровня под верхний экскаватор.

С помощью нижнего экскаватора выравнивается дно до проектных отметок, а вышестоящий экскаватор осуществляет погрузку самосвалов.

Для разработки котлованов используется широкий спектр специальной техники. При разработке котлованов могут использоваться как экскаваторы, так и бульдозеры, и экскаваторы погрузчики. Так же зачастую возникает необходимость в использовании минитехники. Правильный подбор техники в том или ином случае обеспечивает максимально эффективный порядок производства работ, что снижает себестоимость разработки котлована. Выбор техники диктуют особенности проектирования, а также работы смежных подрядных организаций, которые производят такие работы как:

  • устройство стены в грунте
  • устройство распорной системы
  • устройство фундаментной плиты
  • производство монолитных работ

Для разработки котлованов используется следующая спец техника: Экскаваторы, Грейферы, Экскаваторы с удлиненной стрелой, миниэкскаваторы, экскаваторы-погрузчики, бульдозеры, автокраны.

Наша компания имеет опыт разработки глубоких котлованов (15 — 20 метров). В случаях разработки глубоких котлованов, влияние на процесс зачастую оказывают влагонасыщенные грунты, грунтовые воды, грунты — плавуны. В этих случаях котлован нуждается в системе водопонижения, которая обеспечивает откачку воды из котлована и делает возможной дальнейшее производство работ по выемке грунта.

Котлованы находящиеся в сухих, устойчивых грунтах могут разрабатываться и без устройства ограждений, если их глубина не превышает 6 м.

Неглубокие котлованы с устойчивым грунтом могут разрабатываться с простыми откосами, что значительно повышает скорость проведения земляных работ на строительном объекте.

Разработанный грунт из котлована грузится механизированным способом (экскаваторами) в самосвалы и транспортируется на полигоны для утилизации, складирования или рекультивации.

В некоторых случаях грунт из котлована используется для планирования прилежащих территорий, засыпки низин и оврагов, выравнивания поверхности территорий.

Для разработки котлованов, как правило используются более мощные экскаваторы, что повышает производительность работ и сокращает сроки разработки котлована.

Перед началом работ по разработке котлована стоит внимательно изучить проектную документацию. Каждый котлован, как и каждый проект индивидуален. Разнообразие проектных решений делает работу по разработке котлована как интересной, так и сложной в связи с сопутствующими, порой осложняющими факторами. Эти факторы могут быть как внутренними (проектные, стесненность, порядок работ смежных организаций, геология участка), так и внешними (время года, температура, погода, местоположение объекта).

Все вышеперечисленные факторы способны значительно осложнить разработку даже простого котлована, а в случае разработки сложного котлована, стоит пристально оценить все возможные осложнения.

Основные типы котлованов:

  1. С грунтовыми откосами, без укреплений.
  2. С частичным укреплением шпунтом.
  3. С полным ограждением шпунтом.
  4. С укреплением шпунтом и распорной системой.
  5. С устройством стены в грунте и распорной системы.
  6. Котлованы с системой разработки ап энд даун.
  7. Котлованы с применением всех типов ограждений и распорной системы.
  8. Мини котлованы с малой площадью.

Девять факторов, влияющих на процесс разработки котлована:

  1. Глубина котлована.

    Основной фактор. в случае если котлован не глубокий (до 5-ти метров), его разработку можно вести одним экскаватором с ковшом до 2 м3, глубина копания которого может достигать 6-ти метров. Так же большая глубина котлована увеличивает вероятность наличия грунтовых вод, затрудняющих выемку и транспортировку грунта. Если грунтовые воды обильны, то для их устранения или отвода применяется система водопонижения (устройство приямков для сбора воды, установка насосов). В случае если котлован глубокий (более 5-6-ти метров) для его разработки зачастую требуется использование второго экскаватора. Но часто можно обойтись и одним экскаватором если строительный объект позволяет разработать пилотный (пионерный котлован). Его устройство позволит производить разработку и погрузку грунта с более низкого уровня и доставать одним экскаватором сразу до проектной отметки дна котлована.

  2. Проектные решения

    Существует большое множество проектов зданий. Каждый проект обладает своей уникальностью обусловленной конструкцией здания, характером грунтов на которых планируется строительство, а также наличием подземной части здания. Подземной частью может являться как просто фундамент, так и подземный паркинг, торговый центр и многие другие площади различного назначения, которые планируется устроить в нижней (подземной части) строения. При устройстве котлована часто применяются пригрузочные бермы, если при устройстве котлована применяется такая конструкция, как стена в грунте. Выемка берм трудоемкий процесс, так как берму (пригруз стены грунтом) разрабатывают в процессе установки распорной системы котлована, в завершающей части и подъезд к ней затруднен уже смонтированными ж/б конструкциями и установленными элементами распорной системы. В случае ограждения котлована шпунтом (металлические трубы, шпунт ларсена и забирка) разработка котлована ведется без оставления берм и является менее трудоемкой, а в случае разработки котлована с откосами работы по выемке грунта котлована ведутся практически без ограничений.

  3. Стесненность стройплощадки.

    Современное строительство Московского региона часто сталкивается с таким осложнением, как стесненность. Это связано с уменьшением пригодных для строительства площадей, и точечная застройка происходит зачастую в стесненных условиях. Строителям приходится планировать работы исходя из отсутствия места для складирования строительных материалов, стоянки спецтехники и мест для разворота самосвалов. Такие условия могут значительно замедлить процесс погрузки грунта при разработке котлована, т.к. подъезд к месту погрузки может осуществляться только задним ходом и его так же могут затруднять транспортные средства смежных подрядных организаций.

    Выемка грунта за дневную смену может уменьшиться в два раза из-за проведения погрузочно-разгрузочных работ в местах проезда автосамосвалов. Так же затруднения могут возникнуть на выезде, в месте мойки колес. При планировании разработки котлована в стесненных условиях нужно учитывать этот существенный фактор и планировать график исходя из вышеописанных обстоятельств.

  4. Геология участка.

    Особое внимание нужно уделять ознакомлению с документацией геологического обследования участка разработки котлована. От геологического заключения зависит тип фундамента и мероприятия по его устройству. В основном это мероприятия по отведению (понижению) грунтовых вод, но может возникнуть и необходимость в демонтаже старых подземных ж/б конструкций (остатки старых фундаментов, коллекторов, канализаций). Влагонасыщенность или наличие ж/б конструкций в пятне котлована существенно влияют на темпы производства работ по разработке котлована. При геологическом обследовании дается описание типов грунтов, находящихся в пятне разработки котлована.

    Различные типы грунтов так же могут повлиять на темпы работ по разработке котлована, а также на выбор полигона утилизации тех или иных типов грунта.

  5. Местоположение.

    Высокое значение имеет то, где располагается строительный объект. Это может быть самый центр города, где движение транспорта сильно затруднено в дневное время, а километраж до полигона более высокий. Может находиться и на окраине города от куда добраться до полигона можно значительно быстрее. Так же объект может находиться в удобном месте с точки зрения транспортной доступности (около транспортных развязок или не далеко от них), а может и в затрудненных районах, где находятся ж/д переезды или стесненные транспортные артерии и выезд из такого района затруднен. Работа по разработке котлованов в Московской области происходит значительно легче с точки зрения транспортной доступности, но и в МО есть районы, где движение транспорта достаточно напряженное и затруднено наличием единственной дороги или ж/д переездом. Эти условия существенно влияют на количество рейсов автосамосвала. При работе на объектах с затрудненной транспортной схемой возникает необходимость привлечения большего количества самосвалов для соблюдения графика вывоза грунта со строительной площадки.

  6. ППР и качество работ смежных подрядчиков.

    На любом строительном объекте присутствуют различные подрядные организации, специализирующиеся на выполнении определенных видах работ. Работы каждой влияют на выполнение своих обязательств других подрядчиков. Строительные процессы сильно взаимосвязаны для чего перед началом строительства разрабатывается ГПР (график производства всех работ) на котором видно какие работы производятся в начале, какие следуют за ними. Отставание или нарушение сроков работ одной организации, как правило влечет отставание и простой другой. На стройке подрядчики помогают друг другу, но не редко могут и мешать. В связи с этим фактором нужно предварительно осведомиться о сложности работ смежных организаций и исходя из опыта сделать выводы о возможных изменениях сроков работ по разработке котлована. Рассматривая этот аспект нужно принимать во внимание как сложность смежных работ, так и задержки поставок строительных материалов, поломки спецтехники и различных строительных механизмов, а также погодные факторы, которые по-разному влияют на производство всех видов строительных работ.

  7. Сезонный фактор.

    Характер работ по разработке котлована заметно отличается в разные времена года. На основе наблюдений и опыта выделяется три типа сезонов для земляных работ.

    1. Летний период.
    2. Зимний период.
    3. Межсезонье (весна, осень).

    В летний сухой период процесс разработки котлована производится с минимальными осложнениями.

    В сухую погоду отсутствует налипание грязи на колеса самосвалов и их подъезд к месту погрузки происходит беспрепятственно. Грунт разрабатывается легко, и выгрузка на полигоне в большинстве случаев максимально упрощена. В зимний период разработка котлована осложняется промерзанием грунта, которое может достигать двух метров в сильный мороз.

    В таком случае требуется производить вскрышные работы верхних слоев котлована, что увеличивает стоимость работ, а также сроки их выполнения. При оттепели подъезд к месту погрузки и выгрузки грунта может быть затруднен. Самым сложным периодом для разработки котлованов является межсезонье (весна, осень). В эти периоды работа максимально осложнена плохими погодными условиями, из-за которых подъездные пути приходят в негодное состояние и подъезд к погрузке и выгрузке происходит дольше или вообще становится невозможным.

    В таких случаях работы могут быть приостановлены до момента отсыпки подъездов и устройства вспомогательных (временных) отвалов.

  8. Погодные условия.

    В любое время года разработка котлована может производиться без осложнений если погода сухая. Самым главным фактором, осложняющим работы, является дождь, мокрый снег и оттепель в зимнее время.

    В случае дождливой погоды процесс разработки котлована максимально осложнен, в плоть до полной остановки. Как правило проблема организации погрузки в дождливую погоду является решаемой. Главной проблемой является организация выгрузки грунта и строительных отходов на полигонах или в местах приемки грунта. При дожде, оттепели или мокром снеге строители используют дополнительную спецтехнику (бульдозеры, грейдеры) для организации подъездных путей методом планировки оснований и дополнительной отсыпки кирпичным и бетонным боем.

  9. Сроки работ.

    Сжатые сроки являются немаловажным фактором, влияющим на характер, темпы работ и количество спецтехники, используемой для разработки котлована. При простом планировании работ погрузка и разработка грунта производятся в штатном режиме с помощью одного или двух экскаваторов. При сокращенном графике возникает необходимость в привлечении дополнительных мощностей (экскаваторов и самосвалов), увеличении мест погрузки грунта, а также производства работ в ночное время.

Описание прайсовых цен.

  1. Разработка котлована с откосами в пределах МКАД (глубина до 5 м);

    Разработка котлована с откосами является самым быстрым процессом подготовки основания под устройство фундамента здания. При таком виде котлована производятся только земляные работы без устройства шпунтового ограждения или стены в грунте, а следовательно, повышается скорость проведения подготовительных и земляных работ.

    Такие котлованы разрабатываются в случае отсутствия большого количества грунтовых вод. Транспортировка грунта из Москвы более затратный процесс в связи с существенной удаленностью полигонов утилизации от Москвы.

  2. Разработка котлована с откосами за пределами МКАД (глубина до 5м);

    Стоимость разработки такого котлована меньше, чем котлованов в пределах МКАД. Главной составляющей стоимости разработки котлована является транспорт и утилизация грунта, а следовательно, если объект ближе к полигону, то и стоимость транспорта ниже, а скорость вывоза грунта выше.

  3. Разработка котлована с применением распорной системы в пределах МКАД;

    Распорная система в котловане является фактором, осложняющим процесс разработки грунта. Распорные конструкции мешают свободному маневрированию экскаваторы и делают многие участки котлована труднодоступными для крупногабаритной техники. В таких котлованах применяется дополнительная минитехника, а этапность работ делает процесс выемки грунта более продолжительным. Эти факторы ведут к удорожанию процесса разработки котлована и делают его более продолжительным.

  4. Разработка котлована с применением распорной системы за пределами МКАД;

    Добавить к этому пункту можно только транспортную составляющую процесса разработки котлована. В случаях, когда котлован находится за пределами МКАД транспортировка грунта на полигон происходит с меньшими осложнениями пробками и меньшим километражем транспортировки грунта.

  5. Разработка котлована со складированием грунта на объекте;

    При таком виде работ исключаются осложняющие транспортные факторы. На объекте строительства устраивается временная дорога для интенсивного движения самосвалов.

    В месте складирования грунта устраивается надежный подъезд для разгрузки самосвалов с использованием либо экскаватора, либо бульдозера в зависимости от территории, количества и характера складирования грунта. Стоимость таких земляных работ значительно ниже, чем при транспортировке грунта на полигон утилизации.

  6. Разработка глубокого котлована с малой площадью (грейфером);

    Такие типы котлованов разрабатываются для устройства горизонтальных проколов, ремонта тепло и электросетей, а также для устройства небольших, фундаментных оснований. Котлованы данного типа ограждаются шпунтами с применением распорных конструкций для предотвращения обвала грунта. Для разработки грунта в котлованах данного типа используются грейферные экскаваторы, позволяющие производить выемку грунта со значительной глубины (свыше 6 метров).

  7. Разработка котлована с нестабильными грунтами (жижа, мусор, водонасыщение);

    Одним из самых сложных процессов разработки котлована является разработка влагонасыщенных грунтов. Эта одна из самых острых проблем часто возникающая перед современными строителями. Строительство давно ушло не только вверх, но и глубоко спустилось под землю. Это обусловлено необходимостью строить здания с подземными парковками и торговыми центрами в местах с плотной, городской застройкой. Но чаще всего с данной проблемой сталкиваются строители метро, тоннели которого прокладываются практически через все геологические слои на глубинах до 70-80 м. Разработка и транспортировка таких грунтов чрезвычайно сложна и требует специальной подготовки и терпения. Разработка нестабильных, влагонасыщенных грунтов в котловане всегда требует предварительного проведения подготовительных мероприятий, связанных с водоотведением, стабилизацией, водоизоляцией, отстаиванием влажного грунта.

  8. Разработка котлована с глубиной более 5 м.;

    При разработке глубоких котлованов используется как правило два экскаватора работающих параллельно. В нижней части работает экскаватор разрабатывающий грунт непосредственно до отметки дна котлована. На верхней части как правило всегда используется экскаватор с ковшом большого объема для осуществления быстрой загрузки самосвалов. Нижний же экскаватор производит переброску грунта из нижней части котлована в место, откуда может достать грунт верхний экскаватор.

    В некоторых случаях разработка котлована с глубиной более 5-6 метров производится с помощью только одного экскаватора. В таких случаях предварительно производится разработка так называемого пионерного котлована на глубине до 4-5 метров. После этого устраивается пандус для подъезда самосвалов на пониженный уровень грунта и далее производится выемка грунта тем же одним экскаватором непосредственно под отметку дна котлована. При возможности проведения работ с устройством пионерного котлована стоимость работ снижается в связи с использованием только одной единицы техники не влияя при этом на сроки разработки котлована.

  9. Разработка котлована в пределах ТТК;

    Одним из главных факторов при проведении работ по разработке котлована является транспортный фактор. Местоположение объекта существенно влияет на стоимость разработки котлована. При проведении работ в центре Москвы в пределах ТТК стоимость работ будет выше, нежели если котлован будет находиться около МКАД или за его пределами.

  10. Разработка котлована по методу ап энд даун;

    Один из самых сложных и долгих методов разработки котлована. Связано это с тем, что площадь котлована не велика, а глубина котлована является существенной (до 30 м).

    В таких котлованах отсутствует возможность устройства автомобильных пандусов из-за маленькой площади котлована, а применение грейферных экскаваторов недостаточно из-за большой глубины котлована. При достижении максимально доступной глубины копания на нижний уровень опускается спецтехника с помощью крана и далее производится разработка грунта до следующего доступного уровня грунта. При разработке котлованов методом ап энд даун количество техники, используемой для выемки грунта, может достигать 15 единиц в зависимости от глубины и специфики котлована. На нижних уровнях котлована применяется как правило менее габаритная техника, в связи со стесненностью.

    На верхних уровнях используются экскаваторы с большим объемом ковша для ускорения процесса погрузки самосвалов.

  11. Разработка котлована с применение ограждения (стена в грунте);

    Стена в грунте является гидроизолирующим и упорным сооружением котлована. Грунты в котлованах такого типа как правило водонасыщенные и нуждаются в водопонижении.

    Даже после окончания сооружения стены в грунте в котловане остается значительная часть грунтовых вод осложняющих процесс выемки грунта. При устройстве таких котлованов так же устраивается распорная система придающая жесткость всей конструкции ограждения котлована. Все смежные работы по устройству котлована осложняют и замедляют начальный этап разработки котлована ввиду нахождения на строительной площадке специальной техники смежных подрядных организаций, что в свою очередь затрудняет беспрепятственный подъезд самосвалов и маневрирование экскаваторов.

  12. Официальное открытие и закрытие разрешения на утилизацию грунтов с талонами;

    Для начала работ по разработке котлована необходимо ознакомиться с проектной, технической и разрешительной документацией. Грунты в месте разработки котлована могут иметь различный класс опасности (экологический класс от 5 до 1) где 5 является самым безопасным. В зависимости от экологической экспертизы грунта котлована присваивается класс опасности грунта.

    После сбора всей необходимой документации она подается в Департамент строительства г. Москвы для определения полигона утилизации и выдачи разрешения на перемещение грунта. В случае проведения работ на территории Московской области открытие и закрытие разрешения в Департаменте строительства не требуется.

    Компания Техногрунт оказывает услуги по оформлению разрешений на перемещение отходов строительства (грунт, строительный мусор) с возможностью направления грунтов и строительных отходов на удобный для перевозки полигон.